14. Интервью Золотой Рог 2014
Константин Кальдин: «Я ставлю перед собой цель - улучшить качество российской медицины через рост качества управления медицинскими учреждениями».
Собственник и руководитель «Кальдин Консалтинг», независимый директор группы медицинских компаний George и George Dental Group Константин КАЛЬДИН рассказал о том, что нужно для того, чтобы открыть частную клинику и чего не хватает управляющим приморскими медицинскими учреждениями.
- Константин, что нужно для того, чтобы открыть частную клинику в Приморье кроме энтузиазма?
- Зачастую, понимание медицины как бизнеса очень упрощенное. Даже есть такой тезис: - Люди всегда будут болеть. Из которого следует, что какую бы клинику ты не открыл, ты всегда будешь успешен. К сожалению, или к счастью, но это не так. Необходимо понимание того, что медицина прежде всего это спектр рисков. Прежде всего это – медицинские риски. Всегда должно быть четкое понимание, при возникновении каких ситуаций пациент направляется, например, в специализированный стационар. Не маловажно правильно оценить и рыночные риски. Стоит ясно осознать, что при самом хорошем раскладе на точку безубыточности клиника выйдет только через 4-5 лет. Поэтому перед началом вложений стоит рассчитать емкость рынка, оценить платежеспособность населения в регионе. И, безусловно, не стоит недооценивать конкурентов.
- Есть ли резон открывать частную клинику в небольшом городе (поселке). Или частная медицина – прерогатива больших городов?
- Стоит понимать, что люди не будут ходить к врачу с той же частотой, как и в продуктовый магазин. Не зря в советское время в небольших населенных пунктах был фельдшер – человек способный оказать первичную медицинскую помощи и, при необходимости, направить человека в поликлинику или другое лечебное учреждение. Принимая решения об открытии клиники или кабинета в небольшом населенном пункте стоит учесть структуру заболеваемости. Ведь не секрет, что терапевтов и гинекологов всегда нужно больше, чем, например, эндокринологов. И, главное, нужно понимать, что в клинике врач должен быть загружен 80 процентов своего рабочего времени. Значит, нужно учитывать, сколько населения на данной территории потенциально сможет обратиться за медицинской помощью.
- Не секрет, что санатории Приморья почти все частные. При этом они испытывают реальные проблемы с продажами услуг. Что бы вы им посоветовали?
- Давайте вспомним основы концепции оказания медицинской помощи в России. Примерно 80 % заболеваемости закрывает поликлиника и именно оттуда пациент направляется либо в стационар, либо в ЛПУ реабилитационного типа. Поэтому санатории должны эффективно встраиваться в систему лечения пациента, делать так, чтобы врач в поликлинике был уверен в качестве предоставляемых санаторием услуг и смело рекомендовал его пациентам.
Часто санатории от медицинской рекламы ждут эффекта, забывая, что, во-первых, от нее ничего не заболит, а, во-вторых, выбор санатория пациентом целиком и полностью зависит от его лечащего врача. Необходимо выстраивать коммуникации с лечебными учреждениями первичного звена и стационарами, управлять репутацией на долгосрочной основе, а без рекламы санаторию вполне можно обойтись.
- Что вы считаете главным активом клиники? Персонал, оборудование, быть может что-то еще?
- Одним из наиважнейших активов клиники является ее репутация. Когда мы открываем медицинское учреждение, то никакие рекламные компании не дадут полную его загрузку в течении первого года функционирования. Обратные примеры есть, но они однозначно исключения, чем правило. При открытии новой клиники ее репутация нулевая. И почему тогда пациент должен прийти именно туда? Многие решают эту проблему набирая врачей с именем. И что мы получаем? Есть бренд врача, но нет бренда клиники! Поэтому нужно понимать смысл клиники как системы – обеспечение безопасности пациента на всех этапах (санитарно-эпидемиологический режим, безопасность лечения, адекватность лечения). Если пациенты будут знать, что в данной клинике у любого врача они получат безопасное и адекватное лечение, тогда можно говорить о том, что у клиники есть имя.
- Что еще нужно для формирования позитивного бренда клиники?
- Бренд медицинского учреждения - один из наиболее сложных для формирования. Ведь медицина кардинально отличается от всех других отраслей экономики. Пациент не понимает в полной мере, что он покупает. Если человек покупает машину, то он может проанализировать технические характеристики, сравнить разные модели. Механизм же принятия решения при выборе медицинского учреждения крайне сложен. Медицинская помощь очень сильно персонифицирована и часто зависит от врача, особенно в России. В зарубежных клиниках есть четкие регламенты, врачи работают по протоколу. У нас же многие частные клиники работают без жесткого контроля исполнения врачами медицинских стандартов. Поэтому для формирования позитивного имиджа и бренда клиники стоит задуматься над созданием контролирующей службы выполнения стандартов. И не важно, насколько опытные и именитые врачи работают в клинике, ведь ошибиться может любой человек.
- По каким критериям пациенту стоит выбирать клинику?
- Как я уже говорил, пациенту клиники очень сложно принять решение при выборе ЛПУ. Зачастую человек смотрит только на два параметра: регалии врачей и набор оборудования. Иногда смотрят на рейтинги, что еще хуже – ведь здесь существует опасность манипулирования общественным мнением.
PricewaterhouseCoopers посвятил одно из своих исследований критерию выбора медицинских учреждений гражданами США и 70 % из них отметили, что определяющим для них фактором является свой или чужой опыт. Я бы добавил к этому, что нужно еще смотреть и на отрицательную статистику. Обращать внимание на то, как вела себя клиника в случае осложнения. Открестилась от пациента или довела его до конца?
Однако при этом нельзя забывать о том, что пациент, которому не помогли в Сингапуре, будет считать, что и Сингапурская медицина плохая.
- Как вы считаете, есть ли у приморской частной медицины шансы дотянуться и составить достойную конкуренцию тому же Сингапуру или Ю. Корее?
- Прежде всего хочу сказать, что в России есть и всегда были светила мировой медицины. Наша медицина много с чем справляется и высоко ценится за рубежом, например, наши кардиохирурги. Конечно здесь есть свои подводные камни – ведь хороших врачей не так много, а один врач может провести только две операции в день. Если больше, то возникают риски для пациента в связи с усталостью и возможностью возникновения ошибок, связанных с этим фактором.
Однако если посмотреть на качество образования и практики, то дотянуться до уровня подготовки врачей в развитых странах нашим клиникам весьма сложно. Во врачей там инвестируются огромные деньги. Давайте посмотрим на среднестатистического врача Сингапурской клиники, который ассистировал профессорам в лучших клиниках мира и лишь к 40 годам достиг уровня, при котором он готов перейти к самостоятельной практике. Поэтому, когда я слышу об амбициозных планах клиники, открывшейся при ДВФУ, на равных и сразу конкурировать с лучшими клиниками АТР, мне интересно, как они будут держать планку?
- Что касается частных приморских клиник, то им не стоит опасаться конкуренции со стороны азиатских соседей. Чтобы в этом убедиться достаточно оценить сколько приморцев финансового готовы ехать на лечение за границу? Уверяю вас - процент от общей массы населения весьма незначительный.
Кстати, сингапурским клиникам рынок РФ не столь интересен, как это может показаться на первый взгляд. Они идут в те страны где больше платежеспособного населения, по меркам их уровня цен, естественно.
- Обращаясь в зарубежную клинику нельзя забывать о том, что вы не являетесь гражданином данной страны. Как вы будете себя защищать если возникнут проблемы? Значит, необходимо понимать юридические риски.
- Президент декларировал, что гражданин имеет право выбрать любую клинику по полису ОМС, в том числе и частную? Как это реализуется на практике и насколько выгодно частным клиникам?
- Это возможно, если частная клиника вошла в систему ОМС, а у нее есть выбор входить в нее или нет. Далеко не все клиники частные клиники в нее входят, так как там несколько ниже тариф, соответственно будет ниже маржа. Однако есть и исключения, например, тарифы на МРТ диагностику оценены даже выше средне рыночной цены наличного рынка в большинстве регионов.
В ОМС работать можно, как и в любой системе, если ты её хорошо понимаешь. К сожалению, далеко не все руководители частных клиник понимают ее в должной мере.
Например, ДМС часто понимают, как систему сбыта. А ведь у страховой компании нет задачи загрузить клинику – есть задача взять на себя риски и при возникновении болезни пациента оказать ему помощь. Поэтому успешны здесь те, кто мыслит, как страховщик и работает с ним на единую цель. Цель заключается в следующем - обе стороны должны заработать. Страховая компания должна иметь убыточность не выше заданного уровня. Клиники должны понимать, что не должно быть никаких приписок! И по ОМС тоже самое, хоть там и несколько ниже тарифы. В целом ОМС достаточно хорош для частной клиники, чтобы догрузить свободные мощности.
Но ОМС потоки нужно контролировать и ограничивать. Ведь в качественную частную клинику люди придут, но слишком большой поток пациентов может сократить время приема пациента врачом, что приведет к ухудшению качества оказываемой помощи. Понимание потенциала собственного лечебного учреждение – первый навык, который должен быть у действительно эффективного руководителя!
- Как вы оцениваете уровень подготовки управленческого персонала и качество принятия решений в приморских клиниках?
Российской медицине в целом слабо понятен термин эффективное управление. С помощью «Кальдин Консалтинг», я пытаюсь улучшить данную ситуацию. Мы специализируемся на повышении эффективности медицинских предприятий. Наша задача сделать медицинский бизнес понятным, прогнозируемым и устойчивым. Мы должны не только понимать модель и слабые точки модели каждого мед. учреждения, но и механизмы создания эффективной модели управления.
- У вас есть в планах провести семинар в Приморье для руководителей местных мед. Учреждений?
Семинары команды «Кальдин Консалтинг» (к счастью, у нас есть и другие сотрудники, способные качественно преподносить материал аудитории) расписаны на год вперед. В Приморье семинар проводили в 2009 году. Пока Владивостока в графике нет. Год назад проводили семинар в Хабаровске – туда приехал ведь Дальний Восток.
Я сторонник классического консалтинга. Мы очень серьезно изучаем каждое предприятие, готовим отчеты. Важно, что мы всегда ищем уникальные решения именно для данного медицинского учреждения, а не пытаемся обобщить опыт работы с другими клиниками. Ведь собственников интересует их и только их ЛПУ и его возможности.
Наша основная задача или даже миссия – создать сообщество действительно эффективных медицинских менеджеров. Я хочу улучшить качество российской медицины через рост качества управления.
Анастасия КРАСИЛЬНИКОВА